Наши пассажиры и ваш электорат

0 3 856

Наши пассажиры и ваш электорат

“Транспортная реформа” Новокузнецка: “оценивается положительно, но вызывает тревогу”.

В “депутатский вторник” заседание комитета по развитию городского хозяйства, ЖКХ и транспорта Новокузнецкого горсовета проходило в выездном формате. Депутаты отправились в управление по транспорту и связи, чтобы обсудить с транспортниками ход выполнения программы развития транспортной инфраструктуры в городе. За два часа до этого на заседании профильного комитета рассматривался проект бюджета города на будущий год, и депутаты приехали с настроем задавать острые вопросы…

Руководитель управления Евгений Машуков сообщил, что транспортная доступность в городе обеспечивается ежедневным выходом на линию около 300 автобусов, в выходной на маршруты выходит 196 — 197 единиц пассажирского автотранспорта. Но из-за нехватки водителей бывают сбои — в основном в утреннее время. И хотя компании-перевозчики ведут набор, существует дефицит водительского состава.

В целом начальник управления оценил итоги транспортной реформы как положительные: “Мы избавились от большого количества автобусов малой вместимости, которые чересчур заполняли дорожную сеть — дымящие, дырявые, у них отказывали тормоза и рулевое…”

А вот ожидаемое пополнение бюджета оставляет желать лучшего, потому что при пассажиропотоке 210 — 230 тысяч человек в сутки проезд оплачивают от 40 до 50 процентов пассажиров.

И хотя “Питеравто” ввел в штат кондукторов на трех городских маршрутах, составляющих треть всего пассажиропотока в Новокузнецке, — № 5, № 87, № 345, этого недостаточно. Изначально при расчетах реализации транспортной программы не закладывалась работа кондукторов, на их содержание нужно около 300 миллионов рублей в год. И где набрать 600 человек? Поэтому в автобусах останется “бескондукторная” система оплаты, а противовесом ей будет контроль на линии.

Контролеры за полгода составили 3,5 тысячи протоколов в отношении безбилетников, в пересчете на штрафы это 1 миллион 700 тысяч рублей (штраф за безбилетный проезд составляет 500 рублей). Сейчас в контрольно-ревизионной службе управления по транспорту работает 47 контролеров, а надо бы 90. Да чтобы помогала полиция, и административные комиссии рассматривали протоколы быстрее?

“Что же вы не мотивируете ваших пассажиров оплачивать проезд?” — спросили депутаты у транспортников.

На “ваших пассажиров” те ответили: мол, это же ваш электорат, надо его менталитет менять.

“Да и как мотивировать? Ведь заходя в автобус, пассажир принимает определенные правила, в том числе оплаты проезда. По статистике, за проезд не платят студенты, преподаватели вузов, врачи, сотрудники администрации? Вот он, менталитет”.

Как бы то ни было, депутаты напомнили, что в начале будущего года город должен выплатить перевозчикам 2 миллиарда 300 миллионов рублей, а собираемость платы за проезд до этого уровня ну никак не дотягивает. Впрочем, при существующем пассажиропотоке поддержка бюджета предусматривалась изначально — и то при должном уровне платежной дисциплины.

В качестве вариантов решения проблемы предлагалось повысить штрафы — до 5 тысяч рублей, ввести прогрессирующую шкалу штрафных санкций: попался контролеру второй раз — плати больше! Обсуждать вопрос повышения стоимости проезда даже не пытались: непопулярная мера вызовет однозначно недовольство у горожан, которые и без того с трудом привыкают к новым маршрутам уже год.

Есть проблема и с учетом льготников, которые имеют право на бесплатный проезд в общественном городском и пригородном транспорте. Пилотный проект по внедрению пластиковых социальных карт и “карт жителя” себя не оправдывает. Он продлен на полгода, до июля 2022-го, но льготники с неохотой оформляют в банке пластиковые карты, предпочитая единый социальный проездной билет.

Но бумажный ЕСПБ к валидатору не приложишь, транзакция через систему не проходит, и поездка льготника в общем пассажиропотоке не учитывается.

В то же время льготники совершают “немыслимое” количество “рейсов”, а соцзащита компенсирует только 10 поездок на одного льготника в месяц. “1 июля будем делать выводы”, — задумались транспортники. Возможно, будет предложено монетизировать льготы. Или ограничить число поездок для льготных категорий? И то, и другое, думаю, только ухудшит положение льготников.

Вот что странно: транспортная реформа стартовала и идет с проблемами, которые явно не были предусмотрены и продуманы заранее, а чиновники оценивают ее “положительно”.

Не видят? Не понимают? Конечно, со временем люди привыкают ко всему, и к нововведениям, фактически навязанным “сверху”, — тоже, но за год по итогам обращений жителей в схемы и графики новых маршрутов внесено не меньше 100 корректировок. А в ноябре 2020 года диспетчеры транспортного управления принимали до трех тысяч жалоб в сутки. Но “решать проблемы по мере их поступления” лучше все же где-нибудь в другой сфере — только не в транспортной системе города!

Новокузнецк может смело служить “пилотным” проектом для других городов и регионов. Сейчас Кемерово учится на наших (извините, все-таки ваших, господа чиновники!) ошибках, прежде чем запускать в полную силу свою транспортную реформу. А вот Москва, похоже, и учиться не стала. На прошлой неделе в двух административных округах столицы “без объявления войны” поменяли нумерацию 200 автобусных маршрутов. Изменились и сами маршруты. Ничего не напоминает? Москвичи метались от одного автобуса к другому, пытались прочитать мелкие буквы нового расписания на остановках, безнадежно опаздывали на работу, в школу, на прием к врачу.

На все жалобы московские транспортники отвечали дежурными (и такими знакомыми новокузнечанам!) фразами: “Мы не отменили какие-то маршруты, а предложили достойные альтернативы, в которых только нужно разобраться”, “Изменения маршрутов разработаны на основе анализа данных о пассажиропотоке и работе действующих маршрутов…”, “Уменьшение количества маршрутов не означает ухудшение качества обслуживания”. Такое впечатление, что авторы новокузнецкой транспортной реформы и столичных новшеств — одни и те же люди. То ли нас возвысили до Москвы, то ли столицу опустили на провинциальный уровень, но итог один — так себе эксперимент.

Напоследок депутаты проехались на автобусе. Оценили работу валидаторов, дружно оплатив проезд, поговорили с пассажирами и вышли. Через остановку вошел контроль. Без спешки и строгости контролеры проверили факт оплаты проезда у пассажиров, кажется, никого не оштрафовали и покинули автобус, пожелав на прощание: “Доброго всем пути!”

Ольга Осипова Фото: Ася Калачёва

Источник: kuzpress.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

travoprost, films